ERP (Enterprise Resource Planning) - планирование ресурсов предприятия. Информационные системы планирования ресурсов предприятия, предназначенные для автоматизации учёта, планирования и управления на предприятии.
Общепринятого определения ERP-системы и внятного набора критериев для ее идентификации не существует. В итоге под ERP понимается огромный спектр решений, включая учетные системы с небольшими дополнениями. Сегодня понятие «ERP-система» или «система класса ERP» серьезно размыто – мало того, что оно, по сути, является маркетинговым, его сейчас используют для обозначения довольно сильно разнящихся между собой интегрированных информационных систем. Как правило, ERP-системы строятся по модульному принципу, и в той или иной степени охватывают все ключевые процессы деятельности компании.
Что касается функционального наполнения ERP-систем, то оно описано в определениях APICS (American Production and Inventory Control Society, сейчас – Association for Operations Management) и Gartner. По версии APICS в ERP-системе должны быть реализованы следующие функциональные блоки:
- автоматизации управления производственными ресурсами (Manufacturing Resource Planning – MRPII);
- автоматизации управления цепочками поставок (Supply Chain Management – SCM, в развитие Distribution Resource Planning – DRP);
- автоматизации расширенного объемно-календарного планирования (Advanced Planning and Scheduling – APS);
- автоматизации управления конструкторско-технологической документацией (Product Data Management – PDM);
- автоматизации конечного планирования ресурсов (Finite Resource Planning – FRP);
- электронной коммерции (Electronic Commerce – ЕС);
- автоматизации управления взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management – CRM, ранее – Sales Force Automation – SFA);
- бизнес-аналитики (Business Intelligence – BI);
- конфигурирования системы (Standalone Configuration Engine – SCE).
В данном списке не упоминается финансовый блок, так как он включен в MRPII (Financial Planning).
Основными функциями ERP являются: интеграция корпоративных данных и оптимизация использования имеющихся в распоряжении предприятия факторов производства. Соответственно, эти две «глобальные» функции и являются ключевыми признаками ERP-систем. Минимальный набор функциональных блоков следующий: «Блок/контур финансового учета и планирования», «Блок/контур управления персоналом», базовая функциональность SCM (в части товарного учета, управления складскими запасами и закупками), базовая функциональность CRM (управление обработкой заказов и продажами), а также «Блок/контур управления персоналом» и «Блок/контур бизнес-аналитики». Чаще всего компании внедряют следующие модули ERP-систем: 77% - управление финансами, 62% - управление продажами и дистрибуцией, 51% - управление материалами, 50% - управление персоналом, 45% - CRM, а также управление складом. Что же касается конкретных функциональных блоков, то их состав может варьироваться.
Проект по внедрению ERP системы можно разделить на следующие стадии: планирование проекта, постановка целей; диагностика и анализ требований; выбор и обоснование платформы, готового решения; проектирование информационной системы; документирование и согласование проектных решений; разработка программного обеспечения; тестирование информационной системы; развертывание системы; обучение пользователей; эксплуатация и поддержка, а также оценка результатов. Управление проектами основывается на лучших практиках и методологиях. В зависимости от желаний, потребностей и масштаба проекта заказчика внедрение ERP систем может длиться как от трех месяцев, так и до 24 месяцев.
Стоимость проекта по внедрению ERP систем включает в себя стоимость покупки лицензий (существует также возможность аренды лицензий) и стоимость услуг по настройке и внедрению системы или отраслевого решения. Стоимость проекта, конечно же, зависит от методологии внедрения, от объема консалтинговых услуг, от желаний и потребностей заказчика. Также нужно учитывать расходы на ИТ-инфраструктуру, мотивацию команды и эксплуатацию системы.
Внедрять ERP систему необходимо в тех случаях, когда четко определена цель внедрения, существует заинтересованность ТОП – менеджмента в ясности и автоматизации бизнес-процессов в организации, в компании существуют ресурсы для внедрения и мотивация, заказчик определился с платформой и командой внедренцев – разработчиков.
41% компаний меняют свои бизнес-процессы, чтобы привести их в соответствие функционалу ERP-системы. 27%, напротив, меняют функционал систем и дорабатывают их, чтобы системы соответствовали уже сложившимся бизнес-процессам. 19% опрошенных практически не затрагивали эту область или не фокусировались на бизнес-процессах. 13% сначала меняли бизнес-процессы и только потом приступали к внедрению.
Согласно данным исследования, 63% компаний сталкиваются с организационными проблемами в ходе ERP-внедрений. 34% опрошенных предпочитают при вводе системы в эксплуатацию использовать метод «большого взрыва», когда новое ПО запускается повсеместно и единовременно во всех подразделениях и активах. 46% вводят новую ERP в строй поэтапно, в 20% - выступают за гибридный подход.
57% предприятий предпочитают также «жесткий» ввод ERP-системы в эксплуатацию, когда работа пользователей со старым ПО становится недоступной одномоментно. Тогда как 43% предпочитают использовать параллельный счет (постепенный отказ от старого ПО).
Классические ERP-системы, в отличие от так называемого «коробочного» программного обеспечения, относятся к категории «тяжёлых» программных продуктов, требующих достаточно длительной настройки, для того чтобы начать ими пользоваться. Выбор ERP, приобретение и внедрение, как правило, требуют тщательного планирования в рамках длительного проекта с участием партнёрской компании — поставщика или консультанта. Поскольку ERP строятся по модульному принципу, заказчик часто (по крайней мере, на ранней стадии таких проектов) приобретает не полный спектр модулей, а ограниченный их комплект. В ходе внедрения проектная команда, как правило, в течение нескольких месяцев осуществляет настройку поставляемых модулей.
Как подсчитали в Panorama Consulting, в среднем ERP-проекты занимают около 20 месяцев, а их стоимость составляет 8,5 млн USD. Проектные расходы могут быть разделены на три категории: «технические» расходы, «бизнес-внедрение» и «дополнительные» расходы. Как правило, львиную часть бюджета аккумулирует техническая категория — стоимость лицензий, установки, тестирования, интеграции и поддержки. Большое количество «проблемных» ERP-проектов связано именно с недостаточным вниманием к бизнес-аспектам внедрения — изменениям в организации и управлению ими. Еще одним важным результатом исследования стала статистика соотношения проектных бюджетов и реальной стоимости внедрения. Лишь 35% компаний удалось завершить проект, не превысив бюджет более чем на 5%. Для половины компаний перерасход был более внушительным, а у 7% реальные расходы превышали запланированные в полтора раза.
Стоимость внедрения ERP, в зависимости от размера компании, сложности и выбранной системы, может составлять от 20 тыс. USD до нескольких миллионов USD. В эту сумму включаются лицензии на ПО, а также услуги по внедрению, обучению и поддержке на этапе запуска системы в эксплуатацию. Не стоит пытаться узнать точную стоимость ERP-проекта. Оценка стоимости проекта всегда дается индивидуально, с учетом бизнес-процессов компании, ее приоритетов и потребности в автоматизации, а также количества пользователей, которые будут работать с ERP. Поэтому чтобы узнать ориентировочную стоимость проекта, необходимо обратиться к консультантам и быть готовым обсуждать необходимые им детали. Кроме того, надо быть готовым к тому, что полученная оценка не является точной, и скорее всего будет пересматриваться после подготовки технического задания на проект.
В 2012 году чаще стали выбиваться из графика проекты внедрения ERP-систем на предприятиях, — об этом говорят данные компании Panorama Consulting, полученные в ходе онлайн-опроса, который проводился с сентября по январь. Всего на него ответили 172 респондента. Средняя стоимость ERP-проектов была 7,1 мнл долл., продолжительность — 17,8 месяцев, и 61% сообщили, что внедрение заняло больше времени, чем планировалось. Для сравнения, в 2011 году аналогичный показатель составил 54%. Но доля сообщивших о превышении бюджета уменьшилась с 56 до 53%. Около 60% пожаловались, что получили лишь половину или меньше расчетных преимуществ от ERP, тогда как в 2011 году в этом признались 48%.
У 53% опрошенных годовой оборот компании — до 50 млн долл., у 21% — не меньше миллиарда. Больше 80% выразили удовлетворенность выбранным программным обеспечением, но лишь 60% назвали проект внедрения успешным. Треть ответили на вопрос об успехе неопределенно, а каждый десятый признался в провале. В последние годы было немало судебных исков к разработчикам решений и системным интеграторам по поводу провальных ERP-проектов. Особенно много внимания благодаря большому масштабу привлекли провалившиеся ERP-проекты в государственном секторе: только за последние несколько недель в администрации Калифорнии было объявлено о прекращении двух таких инициатив.
Согласно результатам исследования, проведенного в 2008 году американской компанией Panorama Consulting Group, 93% ERP-проектов длятся дольше запланированного срока, и почти две трети проектов не укладываются в выделенный им бюджет. Более того, лишь 13% компаний полностью довольны результатами ERP-проектов, и только 21% компаний смогли реализовать в ходе внедрения ERP хотя бы половину запланированных задач.
Множество проблем, связанных с функционированием ERP, возникают из-за недостаточного инвестирования в обучение персонала, а также в связи с недоработанностью политики занесения и поддержки актуальности данных в ERP.
Ограничения:
- Небольшие компании не могут позволить себе инвестировать достаточно денег в ERP и адекватно обучить всех сотрудников.
- Внедрение является достаточно дорогим
- Система может страдать от проблемы «слабого звена» — эффективность всей системы может быть нарушена одним департаментом или партнёром.
- Проблема совместимости с прежними системами.
Средний срок получения возврата инвестиций по окончании ERP проектов для компаний составляет 2,4 года. Следует отметить, что треть респондентов признали, что до сих пор не окупили свои внедрения, а еще треть компании затратили на достижение окупаемости три года и более. Среди наиболее распространенных выгод от ERP внедрений участники назвали повышение доступности информации (60%), улучшение взаимодействия (13%), снижение трудовых затрат и времени операций на 7% соответственно.
Аналитики Panorama Consulting признают, что в 2013 году многие компании вообще скажут «нет» ERP системам. Тому поспособствуют как экономическая нестабильность, так и большое количество ERP провалов и широкая огласка, которую они получают. Вместо этого организации сосредоточатся на реижениринге бизнес-процессов, управлении организационными изменениями и других мерах подобного рода, позволяющих получить более быструю выгоду при сопоставимо меньших затратах.