SaaS (software as a service) — программное обеспечение как услуга. Модель продажи программного обеспечения, при которой поставщик разрабатывает веб-приложение, самостоятельно управляет им, предоставляя заказчику доступ к ПО через Интернет.

Основное преимущество модели SaaS для потребителя услуги состоит в отсутствии затрат, связанных с установкой, обновлением и поддержкой работоспособности оборудования и работающего на нём программного обеспечения.

В модели SaaS:

  •     приложение приспособлено для удаленного использования;
  •     одним приложением пользуется несколько клиентов (приложение коммунально);
  •     оплата взимается либо в виде ежемесячной абонентской платы, либо на основе объёма операций;
  •     техническая поддержка приложения включена в оплату;
  •     модернизация и обновление приложения происходит оперативно и прозрачно для клиентов.


В рамках модели SaaS заказчики платят не за владение программным обеспечением как таковым, а за его аренду (то есть за его использование через веб-интерфейс). Таким образом, в отличие от классической схемы лицензирования ПО, заказчик несет сравнительно небольшие периодические затраты, и ему не требуется инвестировать значительные средства в приобретение ПО и аппаратной платформы для его развертывания, а затем поддерживать его работоспособность. Схема периодической оплаты предполагает, что если необходимость в программном обеспечении временно отсутствует, то заказчик может приостановить его использование и заморозить выплаты разработчику.

С точки зрения разработчика некоторого проприетарного программного обеспечения модель SaaS позволяет эффективно бороться с нелицензионным использованием программного обеспечения, поскольку ПО как таковое не попадает к конечным заказчикам. Кроме того, концепция SaaS часто позволяет уменьшить затраты на развёртывание и внедрение систем технической и консультационной поддержки продукта, хотя и не исключает их полностью.

Программное обеспечение по требованию предоставляется заказчику в аренду и всегда предполагает периодическую оплату. В качестве единицы тарификации обычно используются пользователи (при предоставлении CRM) или же число записей в базе данных (при предоставлении HRM-системы), реже — какие-то другие функциональные характеристики (например, количество определённых операций или трафик). В некоторых случаях заказчикам предлагаются смешанные модели, в рамках которых могут дополнительно оплачиваться расширенные функции (например, заказчик может платить за пользователей и за расширенное хранилище данных).

Ключевым фактором, объясняющим экономическую целесообразность SaaS, является «эффект масштаба» — провайдер SaaS обслуживает единое программное ядро, которым пользуются все клиенты, и потому тратит меньшее количество ресурсов по сравнению с управлением отдельными копиями программного обеспечения для каждого заказчика. Кроме того, использование единого программного ядра позволяет планировать вычислительные мощности и уменьшает проблему пиковых нагрузок для отдельных заказчиков. Все это позволяет поставщикам SaaS решений существенно снизить стоимость обслуживания ПО.

Другим ключевым фактором является уровень обслуживания SaaS. Провайдер SaaS способен предложить уровень обслуживания и поддержки ПО в работоспособном состоянии, недоступный для внутренних IT-отделов компаний.

Положительные факторы SaaS для заказчиков

  •     Отсутствие необходимости установки ПО на рабочих местах пользователей — доступ к ПО осуществляется через обычный браузер;
  •     Радикальное сокращение затрат на развёртывание системы в организации. Это расходы на аренду помещения, организацию дата-центра, оплату труда сотрудников и т. д.;
  •     Сокращение затрат на техническую поддержку и обновление развернутых систем (вплоть до их полного отсутствия);
  •     Быстрота внедрения, обусловленная отсутствием затрат времени на развертывание системы;
  •     Понятный интерфейс — большинство сотрудников уже привыкли к использованию веб-сервисов;
  •     Ясность и предсказуемость платежей, защита инвестиций;
  •     Мультиплатформенность;
  •     Возможность получить более высокий уровень обслуживания ПО.

Характерным признаком SaaS является то, что обычные владельцы бизнеса могут пользоваться сервисами, не прибегая к помощи ИТ-специалистов, например, самостоятельно открывая сайт, регистрируясь на нем, а затем работая с его функционалом. При этом они ничего не устанавливают на свои клиентские устройства (ноутбуки или планшетные компьютеры). Пользователи при этом должны думать только о своем бизнесе, а не о том, как установить ПО и к кому обращаться за настройкой и поддержкой.